Опасный поворот

the-party7Не секрет, что благополучная поверхность вещей нередко скрывает вонючее болото грязных тайн, грозящее в одно прекрасное мгновение выйти из берегов и поглотить безупречный фасад. Для персонажей английской трагикомедии «Вечеринка» («The Party», 2017) этот момент истины наступает, когда главная героиня Джанет, в блестящем и безжалостном исполнении Кристин Скотт Томас, устраивает для ближайших друзей вечеринку в честь своего долгожданного назначения министром здравоохранения.

the partyПоначалу ничто не предвещает катастрофы: в своём ухоженном особняке под классический джаз возбуждённая успехом Джанет готовится к приёму гостей, одновременно отвечая на бесконечные поздравления и кокетничая по телефону с любовником. Однако ступор, в котором пребывает в это время её муж Билл (Тимоти Спол), совершенно не разделяющий радость супруги, заставляет нас заподозрить неладное. И действительно, недолгий саспенс вступительных сцен, знакомящих нас со всеми действующими лицами этого фарса, прерывается внезапным заявлением Билла о том, что он неизлечимо болен и последние оставшиеся ему месяцы намерен провести с другой женщиной. Это признание становится тем первым камушком, падение которого провоцирует схождение горной лавины.

the_party_1Вся дружелюбная светскость и изысканность манер мгновенно сползает с представителей высшего класса британского общества, обнаруживая лицемерие и застарелую взаимную ненависть. Джанет, сначала захваченная сочувствием и жалостью к мужу, пожертвовавшему профессорской должностью ради её блестящей карьеры, хлещет его со всей силы по щекам, узнав об измене, хотя сама, очевидно, увязла в давнем адюльтере. Её школьная подруга Эприэл (Патрисия Клексон), высокопарно рассуждающая о недостатках британского парламентаризма, шёпотом рекомендует рыдающей Джанет рассмотреть вариант убийства, пусть даже это и нанесёт урон её политическому имиджу. Преуспевающий банкир Том (Килиан Мёрфи), узнав о том, что его молодая красавица жена Мэриэнн предпочла ему умирающего старика, избивает Билла до полусмерти, предварительно подбодрив себя порядочной порцией кокаина.

the-party-movie-explainedЧем дальше развивается эта буффонада, тем более люди почтенные, вроде бы связанные годами дружбы и взаимного уважения, становятся похожи на озверевших дикарей, готовых разорвать друг друга в клочья. Несмотря на драматизм ситуации мы не в состоянии испытать даже тени сочувствия к этим потерявшим последние крохи элементарного человеческого достоинства распоясавшимся грубиянам, как будто лишённым всяких представлений о приличиях. Этот разительный контраст между тем, как полагается себя вести добропорядочным британцам даже в самых неприятных обстоятельствах, и той вакханалией, свидетелями которой мы оказываемся, подчёркнут монохромностью изобразительного ряда фильма. Скупая чёрно-белая палитра словно намекает на то, что происходящее является лишь тенью, которую отбрасывает реальная жизнь персонажей. Шаржированная актёрская игра, утрированные интонации и жесты, неправдоподобно резкая смена настроений наводят зрителя на мысль, что перед нами изнанка подлинных отношений людей, которые на самом деле никогда бы не позволили себе подобных эмоциональных выбросов и оскорблений. Череда неожиданных признаний и проговорок, вскрывающая бездонные глубины лжи, начинает казаться лишь гипотетическим «опасным поворотом», так блистательно описанным в пьесе Джона Пристли, куда в здравом уме ни за что не свернут герои фильма, как бы глубоко ни было уязвлено их самолюбие и гордость.

На известную условность разворачивающегося перед нами спектакля указывает и отсутствие главного возмутителя спокойствия – той самой прекрасной Мэриэнн, жены Тома, любовницы Билла и тайной возлюбленной самой Джанет, как выясняется в самом конце, из-за которой разгорелся скандал в благородном обществе. Мы не видим её даже в финале, когда разъярённая Джанет с упрёками направляет на неё пистолет, желая расквитаться с губительницей собственного душевного покоя. Призрачная Мэриэнн, спровоцировавшая столь жаркие баталии, представляется воплощением ускользающего идеального совершенства, недоступного никому из персонажей, пребывающих в жестоком разладе с самими собой. Джанет так волнуется за свой статус политического деятеля, что даже не помнит, от преподавания в каком именно университете отказался ради неё Билл. Обманутый муж Том ненавидит свою работу. Счастье лесбийской четы Марты (Черри Джонс) и Джинни (Эмили Мортимер) омрачено разногласиями относительно детей. Эприэл не может удержаться от гадостей в адрес своих ближайших подруг. И только её спутник Готфрид (Бруно Ганс) сохраняет доброжелательное спокойствие, пытаясь утешить отчаявшегося Билла и успокаивая разбушевавшегося Тома, но от его правильных слов несёт такой невыносимой банальщиной, что он кажется столь же шутовским персонажем, как и все остальные.

the-party5the-party3В этом карнавальном закоулке, куда ненароком свернули герои фильма, осмеянию подвергаются все основы западного миропорядка: демократия, толерантность, финансовая система, психотерапевтические техники, альтернативная медицина, взаимное уважение. Бурная ссора вчерашних друзей настолько напоминает крушение всех фундаментальных опор цивилизованного сосуществования, что вероятнее всего происходит в их воображении, визуализирующем их подсознательные страхи и желания. В финале фильма нет сцены, подтверждающей такую догадку, однако очевидное сюжетное сходство «Вечеринки» с пьесой Пристли, как и предельная абсурдность поведения и слов героев фильма позволяет допустить подобную трактовку.

the-party«Вечеринка» («The Party», Великобритания, 2017). Автор сценария и режиссёр Салли Портер. В ролях: Кристин Скотт Томас, Тимоти Спол, Патрисия Клексон, Бруно Ганс, Черри Джонс, Эмили Мортимер, Килиан Мёрфи.  

Оставьте комментарий